|
Ксения Кепинг РАБОТЫ
ПО ТАНГУТОВЕДЕНИЮ |
|||||||
Предисловие | Работы по тангутоведению | Из прошлого | Фотографии и документы | Авторы |
||||||||
Имя Чингис хана в тангутской песне The Name of Chinggis Khan in the Tangut Song |
||||||||
Последний поход Чингис хана против тангутов (1226–1227) оказался роковым для обеих сторон – согласно источникам, Чингис хан умер на территории тангутского государства в августе 1227 г. во время этого похода, и этот же год считается годом гибели тангутского государства (982–1227) от рук монгольских завоевателей. Однако среди разноязычных источников, описывающих жизнь и смерть Чингис хана, нет текстов на тангутском языке. Этот факт как будто никогда не удивлял историков, поскольку считалось и считается само собой разумеющимся, что все тангутские исторические хроники, без сомнения составлявшиеся при тангутском дворе, погибли в пламени монгольского нашествия. И действительно, до настоящего времени ни в одной из тангутских коллекций в мире не обнаружены исторические записи. Вот почему упоминание имени Чингис хана в одной из тангутских ритуальных песен, относящейся к началу XIV в., сначала показалось мне невероятным. В коллекции П.К. Козлова, хранящейся в Институте востоковедения в Санкт-Петербурге, хранится ксилограф (Tang. 25, инвентарный номер 121), в котором напечатаны пять тангутских од. Текст од частично написан на ритуальном языке (подробнее о ритуальном языке см. Кепинг 1996). На обратной стороне листов этого же ксилографа от руки скорописью записано около тридцати ритуальных песен. Согласно колофону, ксилограф был вырезан в 1185–1186 гг., т.е. в правление императора Жэнь-сяо (правил с 1139 по 1193 гг.). Этот период считается золотым веком в истории тангутского государства. Что же касается датировки ритуальных песен на обороте листов ксилографа, то совершенно очевидно, что они были записаны позднее. Я думаю, что это произошло не ранее начала XIV в., так как песня, о которой идет речь в данной статье, упоминает смерть Пагба ламы (1280 г.). Содержание печатных од (имя Будды здесь не упоминается, и полностью отсутствует буддийская лексика) показывает, что они относятся, по-видимому, к самому раннему слою тангутских стихотворных произведений, отражающих оригинальные представления о происхождении тангутского народа, о его шаманистских (до принятия буддизма) верованиях и т.д. Безусловно, оды были составлены до образования государства (982 г.). Записаны они могли быть только после изобретения тангутской письменности в 1036 г. и опубликованы, как уже было сказано, в 1185–1186 гг...
|
||||||||
|
||||||||
Introduction | Last Works | The Past | Photographs and Documents | Authors |
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|