|
Ксения Кепинг ФОТОГРАФИИ
И ДОКУМЕНТЫ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предисловие | Работы по тангутоведению | Из прошлого | Фотографии и документы | Авторы |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Богданова Т.А., Васильева О.В.
Bogdanova T. A.,
Vasiljeva O. V. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Митрополит Краснодарский и Кубанский Виктор (в миру Леонид Викторович Святин) родился 2/15 августа 1893 г. в г. Верхнеуральске, в семье священника, выходца из казаков. После окончания Оренбургской духовной семинарии поступил в Казанскую духовную академию, со 2-го курса был направлен на ускоренные курсы прапорщиков, затем отправлен на Кавказский фронт. Во время гражданской войны служил начальником Организационного отдела Оренбургской белой армии, воевал под командованием Бакича. Заболевший тифом, был вывезен в Китай, в провинцию Синьцзян, после выздоровления прибыл в Пекин, где, как многие русские беженцы, нашёл приют в Российской духовной миссии, начальником которой являлся тогда еп. Иннокентий (Фигуровский). Его духовником стал архимандрит Симон (Виноградов), после кончины митр. Иннокентия (Фигуровского) начальник 19-й миссии. В 1921 г. Леонид Святин пострижен в монашество и сразу после пострига был рукоположен в пресвитера, в 1922 г. назначен настоятелем Тяньцзинского храма, в 1929 г. возведён в сан архимандрита. Был участником Собора в Сремских Каловицах, где по представлению митр. Антония (Храповицкого) был хиротонисан в епископа Шанхайского, викария Пекинской епархии. После кончины Симона (Виноградова) епископ Виктор возглавил 20-ю миссию, ставшую последней в более чем 250-летней истории Российской духовной миссии в Китае. В течение 22 лет епископ, затем архиепископ Виктор возглавлял Российскую духовную миссию, что нашло отражение в его архиве. Надо отметить, что судьба огромной библиотеки Миссии и её архива сложилась трагически. В первый раз они исчезли в 1900 г. во время боксёрского восстания: тогда были стёрты с лица земли все строения на огромной территории Северного подворья (Бей-гуань). Стараниями начальника Миссии архимандрита Иннокентия были возрождены и здания, и библиотека, и архив. Для воссоздания архива в начале 1900-х гг. были скопированы касающиеся Миссии документы, которые хранились в Азиатском Департаменте МИДа, и в Синоде. Эти копийные материалы частично были использованы архимандритом Иннокентием для написания истории Миссии (машинопись имеется в фонде). Второй раз библиотека и архив Миссии подверглись уничтожению в 1956 г., когда в Северном подворье уже находилось посольство СССР. На глазах у архиепископа Виктора сотрудники посольства несколько дней жгли во дворе книги и документы. Часть спасённых им документов бережно хранилась сначала им самим, а затем его сестрой Ольгой Викторовной Кепинг и младшей племянницей Ксенией Борисовной Кепинг, наследники которой решили, что лучшим местом хранения архива является Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Основную часть архива составляют те самые документы, копии которых изготовлялись по заказу архимандрита Иннокентия в начале 1900-х гг. Это материалы по истории 9-ой - 19-ой миссий, начиная с 1805 г.: переписка Обер-прокуроров Св. Синода, директоров Азиатского департамента, Сибирских генерал-губернаторов и других лиц и ведомств по вопросам формирования, финансирования, отправления миссий; донесения начальников миссии о внутренних делах миссии, трудах её членов, а также о событиях внутренней истории Китая (до открытия в 1864 г. русского посольства в Китае, духовная миссия выполняла и дипломатические функции), секретные инструкции Азиатского департамента МИД начальникам Миссии. Всего представлены около 1300 документов. Ценность этой части заключается в том, что документы, хранящиеся ныне в разных архивах России, представлены единым комплексом. Значение их повышается тем более, что РГИА в ближайшее время закроет доступ к своим фондам на неопределённое время в связи с переездом из здания Синода. Учитывая повышенный интерес к истории Китайской миссии, который возник в последние годы в светской и духовной науке, с одной стороны, и недостаток документальных источников - с другой, можно предположить, что эти копийные по сути документы будут пользоваться вниманием исследователей. Особый интерес представляют два альбома с фотографиями, освещающими приезд архимандрита Виктора в Москву в 1957. г. и хиротонию архим. Василия (Шуаня), православного священника китайской национальности, в епископа Шанхайского, а также альбом с фотографиями, сделанными во время торжеств в 1958 г. по случаю восстановления патриаршества, когда в Москву приехали все главы Поместных православных церквей. Логически дополняют архив издания миссии, напечатанные в типографии Сретенского монастыря в Пекине, выпуски "Китайского благовестника" и др. Уже сейчас очевидно, что с приобретением данного архива РНБ не просто обогатила свои фонды интересными материалами, но получила уникальный комплексный источник по истории, как Православной церкви, так дипломатии, китаеведения и русского зарубежья. Тема "русские в Китае" - многогранна. Изучение различных её аспектов откроет новый пласт культуры и истории России. Ниже публикуется сдаточная опись архива, составленная Т. А. Богдановой. Читатели должны иметь ввиду, что при дальнейшей научной обработке возможны изменения в описании и нумерации единиц хранения фонда. Т. А. Богданова (На фотографии: Отец Виктор. Конец 20-х годов ХХ в.)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Introduction | Last Works | The Past | Photographs and Documents | Authors |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|